Стремящиеся предприниматели боятся заимствования

03.04.2020 Автор: AlenaSadikova

Существует большой разрыв между намерением начать бизнес и фактически делать это. По словам Анны Липатовой, младшего научного сотрудника Международной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, менее трети тех, кто думает стать предпринимателем или начать другой бизнес, воплощают свои идеи в жизнь.

Открытие собственного бизнеса — классический пример запланированных и обдуманных действий, но сколько начинающих предпринимателей воплощают намерение в практические шаги, такие как получение банковского кредита или аренда помещения для бизнеса? В 2012 и 2013 годах Лаборатория социокультурных исследований НИУ ВШЭ запустила двухэтапное групповое исследование в двух федеральных округах — Центральном и Северном Кавказе, чтобы выяснить процент начинающих предпринимателей, которые реализовали свои идеи, и выявить факторы, которые могут помочь или мешать бизнесу стартапов.

Липатова сообщает, что более двух тысяч респондентов в возрасте 36,5 лет в среднем были опрошены о своих предпринимательских намерениях летом 2012 года, а затем снова весной 2013 года. Им был задан тот же вопрос, а также еще несколько вопросов о типе стартапа и предполагаемые причины его успеха или неудачи. Для изучения намерений респондентов в исследовании использовалась специально разработанная анкета, основанная на теории планируемого поведения.

Предпринимательское намерение не устойчиво

Исследование показало, что большинство людей, планирующих запуск бизнеса, не воплощают свои планы в жизнь. В 2012 году 269 респондентов из выборки сообщили о намерении начать бизнес, 164 из них были опрошены еще раз в 2013 году, и только 29 уже имели бизнес к тому времени. Около 77% этого не сделали. «Мы нашли минимальную связь между заявленным намерением и действием», — отмечает Липатова.

Предпринимательское намерение, как предполагает исследование, крайне неустойчиво. Одна треть респондентов ответили «возможно» в 2012 году на вопрос «Планируете ли вы начать свой собственный бизнес в ближайшие два года?» сказали то же самое в 2013 году, но 37% респондентов, которые ранее планировали запуск, отказались от второго интервью, в то время как процент респондентов без предпринимательского намерения оставался стабильным на уровне 75%.

Бюрократия убивает стартапы

Во втором раунде интервью респондентам задавали дополнительные вопросы о проблемах, возникающих при запуске бизнеса, и причинах, по которым их попытка запуска не удалась или почему они никогда не предпринимали попытки в первую очередь.

Большинство успешных стартапов не сообщали о каких-либо серьезных проблемах с открытием бизнеса, а некоторые сообщали о проблемах в начале, но о некоторых проблемах на более позднем этапе.

Чаще всего упоминались проблемы, связанные с волокитой, — слишком много документов и длительные административные процедуры. По словам Липатовой, другие проблемы, о которых сообщалось, включали финансы (отсутствие доступа к кредитам или инвестициям), чрезмерные налоги, коррумпированные чиновники, недостаточную государственную поддержку (с точки зрения политики и финансов), высокую арендную плату и трудности с поиском места.

Начинающие предприниматели также признали отсутствие собственных навыков, трудности с поиском своей бизнес ниши, проблемы с подрядчиками и нехватку квалифицированного персонала.

Фокус на коммерции и услугах

Торговля, услуги — от такси до похоронных бюро — и строительные компании преобладают среди новых предприятий, и два первых типа, по-видимому, сталкиваются с большинством проблем, предполагает исследование, хотя четких закономерностей не было установлено. В моей жизни пришлось столкнуться с ситуацией, когда понадобилось пройти курсы переподготовки, чтобы получить еще одну специальность, но не удалось из-за того, что пришлось выехать из страны. Время было упущено, поэтому вернувшись на родину, решил купить диплом о переподготовке ,чтобы сразу приступить к работе. Без высшего образования сложно устроиться в жизни, поэтому имея специальность инженера, решил заказать диплом по направлению «юриспруденция». Дубликат был выполнен на оригинальном бланке со всеми реквизитами, в срок.

Нехватка финансов была наиболее часто упоминаемой причиной неудачи; большинство респондентов заявили, что им не удалось собрать достаточно денег. Многие респонденты боялись заимствовать или рисковать своими сбережениями, что, по словам Липатова, может объясняться локальной и глобальной экономической неопределенностью.

Хотя нехватка начальных денег является основным препятствием для стартапов в бизнесе, исследование показывает, что личностные факторы могут быть еще более важными: довольно много респондентов признали, что они были довольны своей текущей ситуацией или отказались от идеи начать бизнес, или что им просто лень это делать.