Россияне избегают трудовых споров

07.04.2020 Автор: AlenaSadikova

Не все в России готовы отстаивать свои трудовые права, когда эти права нарушаются. Во многих случаях сотрудники разрешают свои жалобы молчать, а владельцы компаний могут свободно игнорировать трудовое законодательство. Такие ситуации могут привести к стихийным протестам, считает профессор Ирина Козина из социологического факультета НИУ ВШЭ в своем исследовании трудовых споров в России.

Трудовые споры являются важным элементом как экономики, так и бизнеса и служат для улучшения трудового законодательства и взаимодействия между работником и работодателем. Однако этот предмет недостаточно изучен в России — в первую очередь потому, что трудовые споры редки, хотя соответствующая структура, включая трудовые договоры и профсоюзы, существует, и, во-вторых, потому что мало что известно о том, как люди ведут себя когда есть конфликт на рабочем месте.

«Многим до сих пор неясно, что такое трудовой спор и чем он отличается от социального конфликта. Общее понимание трудового спора или конфликта либо очень широкое, либо очень узкое, например забастовка. Российский закон определяет трудовой спор как официально зарегистрированное разногласие между сторонами, представленное в соответствующее учреждение для урегулирования. Это определение слишком узкое и исключает многие виды неформальных конфликтов, которые никогда не попадают в официальную статистику », — пояснила Ирина Козина в своей презентации доклада« Сотрудничество на рабочем месте Конфликт глазами российских сотрудников во время семинара, проводимого Лабораторией исследований рынка труда (LLMS) НИУ ВШЭ.

Козина и ее коллеги сделали попытку восполнить пробел в исследовании рынка труда. Они определили и проанализировали социальные настроения и отношения, касающиеся баланса интересов между работниками и работодателями, представительства работников и доступных средств правовой защиты, а также способов, которыми различные группы работников воспринимают трудовые споры, формы, которые они могут принимать, и методы разрешения.

Недовольство недопустимо

В 2009 и 2010 годах, опросив сотрудников ряда крупных российских компаний с хорошими пакетами вознаграждений работникам и почти 100% членством в профсоюзах, включая Пермский НПЗ Лукойл, Пермский моторный завод и Ленинградский механический завод, авторы оценили среднюю частоту конфликтов на рабочем месте как довольно низкие 18%, что означает, что каждый пятый работник конфликтовал с работодателем. Большинство сотрудников (98%) передавали свои споры во внутренние или внешние органы, такие как суды.