Промышленность, обреченная на смерть

02.04.2020 Автор: AlenaSadikova

В результате распада СССР легкая промышленность страны попала в глубокий кризис, и производство в разных сегментах сократилось в пять-восемь раз, говорится в докладе. «Все признаки и обстоятельства указывали на то, что индустрия должна была умереть в начале 1990-х годов; тем не менее, он выжил и показал устойчивый, если не быстрый, рост », — комментирует Вадим Радаев.« Тенденции прибыльности улучшились в последние годы и не выглядят такими уж плохими по международным стандартам ».

Легкая промышленность, состоящая из текстильной, швейной, кожевенной и других отраслей, крайне неоднородна в России. Существует несколько современных и успешных предприятий, но общая картина не внушает оптимизма. Сегодня объемы производства в отрасли составляют чуть более 15% от советского уровня, а производительность труда в среднем в 1,5 раза ниже, чем в других отраслях обрабатывающей промышленности России.

Занятость в легкой промышленности за последние двадцать лет сократилась в разы и продолжает снижаться примерно на 3-4% ежегодно. Отток рабочей силы происходит только частично из-за более эффективной технологии; Основными причинами являются низкая заработная плата — в текстильной и швейной промышленности они составляют лишь половину среднего по стране — и плохие условия труда.

Многие предприятия легкой промышленности (особенно в текстильном секторе) остро нуждаются в инвестициях, так как большая часть оборудования физически изношена. Тем не менее, около двух третей опрошенных крупных и средних игроков отрасли не делают необходимых инвестиций и принадлежат «кластеру застойных предприятий», как утверждает автор. Примечательно, что большинство предприятий отрасли не планируют привлекать стратегических инвесторов, и такие инвесторы не заинтересованы в этом сегменте российской экономики.

В стране достаточно большой внутренний рынок, где российские компании продают до 90% своей продукции. Однако на этот рынок постепенно проникают иностранные конкуренты. Зависимость от импорта возрастает, достигая 80-85% для одежды и обуви, и усиливается давление со стороны так называемых «черных» и «серых» импортных и контрафактных товаров. По разным оценкам — более точных данных нет — такие продукты составляют от 10% до 50% рынка. «Независимо от того, что вы делаете, трудно конкурировать с продуктами сомнительного происхождения, которые как минимум на 40% дешевле, чем у вас», — говорит Радаев, отмечая, что создание Таможенного союза и Единого экономического пространства еще больше увеличило эти риски.